Основы плотнического дела и советы начинающему столяру

Автор: admin1
09.05.2018

Устройство плотнической мастерской

Как правило, домашнюю мастерскую столяра организуют в помещениях небольшой площади, поэтому устанавливать в ней оборудование нужно рационально, используя пространство по максимуму.
Рассмотрим один из способов размещения станков, инструментов и мебели до потолка столярной мастерской. Тут чаще всего исходят от частоты использования инструментов и материалов.
К примеру, малярное оборудование устанавливают сверху, а коробки с гвоздями, саморезами и другой мелочёвкой ставят на нижние полки. Обустраивая мастерскую, не забудьте сделать место для различных реек и брусков. Но главное, необходимо правильно расположить инструменты, которые чаще всего используют. Желательно для них сделать небольшой отсек и закрепить их там, так же они должны висеть так, чтобы они легко снимались.
Мастерская может выглядеть как большой шкаф, желательно чтобы он запирался на замок. Размеры обуславливаются возможностями помещения и условиями изготавливаемой заготовки.
Столярные соединения, которые должен знать каждый столяр
Доски соединяются разными способами, в результате чего получают правильной формы различные предметы. Соединять можно шурупами и саморезами, но от них появляются отверстия, и их необходимо закамуфлировать. Поэтому если изделия в дальнейшем не будет окрашиваться, или если материал клееный, то лучше делать соединения, которые не наносят поверхностям повреждений.
Для этого подойдут соединения на шкантах, когда в двух соединяемых частях делается отверстия под шкант. Дистанцию между отверстиями рассчитывают заранее. В несущую часть или в соединение устанавливают шкант и фиксируют его с помощью клея. Затем, подготовленные детали обрабатывают клеем, и прижимают между собой. В случае если шкант входит с трудом, его аккуратно подбивают молотком, а для того, чтобы не повредить поверхность подкладывают доску.
Нужно знать! Если делать шканты изначально на какую-то длину, то отверстия необходимо просверливать чётко на эту глубину, вплоть до миллиметра.
Ещё один вариант соединения на открытых шипах состоит во вхождении шипов одной части в проушины другой. Это соединение делается на задних углах ящиков, в полках, там, где шипы не мешают. Шипы спереди незаметны, так как они входят в торец доски так, что их сверху прикрывает слой древесины. Шипы делают так, чтобы соединение было в виде прочного клина. Такой тип сцепления сделать легче, чем шипы «ласточкин хвост», где профиль выглядит в виде трапеции.
Чтобы выдолбить стамеской «ласточкин хвост» доски крепят струбциной к столу. Для того чтобы края получались более качественные, брусок выдалбливают до половины, а затем переворачивают и с обратной стороны добивают уже насквозь. Естественно, для чёткого соединения, заранее тщательно размечают места.

Рекомендации начинающему столяру: натуральная «химия» для столярных работ
Существуют рецепты, проверенные мастерами столярного дела ещё с древних времён. Эти рецепты не потеряли значения и сегодня, они все еще применяются в создании различных качественных вещей из дерева. Все нижеприведенные рекомендации направлены на то, чтобы вы смогли эффективно столярничать сами, опираясь на проверенных веками опыт столяров.

Совет 1. Парафин для столяра
Сейчас в моде деревянные кольца для занавесок на штангах. Для того чтобы кольца двигались по штанге без труда, её натирают парафином. Такое же средство используют, если плохо задвигаются ящики, плохо открываются двери или любые открывающиеся на петлях вещи. Естественно, парафин можно использовать на определённых участках, а кое-где в случае плохого скольжения надо аккуратно пройтись рубанком или наждачной бумагой.

Совет 2. Раствор уксуса. Растительное масло.
Поверхность мебели необходимо чаще вытирать раствором уксуса, это придаёт свежести, а если натереть деревянные части раствором растительного масла и уксуса в одинаковых пропорциях, небольшие царапины исчезнут.
Если парафином обработать какое-либо острие, например, топора, то таким инструментами легче работать (острие мягче входит древесину). А вот работать пилой станет заметно легче, если натереть ее полотно салом или растительным маслом.

Шаблоны, оправка, упор, направляющая линейка, кондуктор — эти и другие термины обозначают приспособление, используемое для того, чтобы держать или направлять обрабатываемую заготовку либо чтобы держать или направлять инструмент, когда он часто используется в повторяющихся операциях. Работа с древесиной становится искусством, когда вы начинаете делать свои собственные шаблоны.

Приобретая базовые столярные навыки в измерении, разметке, пилении, работе стамеской и долотом, строгании и так далее и научившись выполнять столярное соединение с первого раза, вы быстро заметите, что значительная часть столярных работ либо основана на повторяющихся операциях (например, изготовлении одинаковых деталей), либо связана с «одноразовыми» проблемами, которые с трудом решаются стандартными методами и инструментами.

За искусством создания шаблонов стоит способность импровизировать, и для многих опытных деревообработчиков это часто означает отход от проторенной дорожки общепринятых доктрин в сторону «параллельного» мышления использования всех доступных вариантов.

Шаблоны могут быть как простейшими приспособлениями, так и очень даже сложными устройствами. Обычно они являются плодом мыслительной работы индивидуума и представляет собой очень простые решения конкретных проблем.

Это может касаться использования гвоздей и штифтов, клейкой ленты и термоклея (в качестве дополнительной рабочей руки), обрезков фанеры, ДСП и ДВП, так же как и быстрозастывающих материалов типа автомобильной шпаклевки. Определенным ручным и механизированным инструментам требуются шаблоны для выполнения некоторых задач или для ускорения их решения.

Основы столярного дела

Профессия столяра, надо заметить, появилась давно, весьма задолго до нашего с вами рождения. Она беспрепятственно развивалась в благоприятном климате, среди поселений, раскинувшихся в лесных местностях. А вместе с отдельно взятыми представителями профессии формировалось и столярное мастерство в целом.
Кстати, компетентно вам заявляем: всякое искусство имеет привычку с чего–то начинаться. С мелочи обычно. К примеру, поваленное бревно ободрать от коры, чтобы на нем сидеть было удобнее. Предполагаем, что именно таким образом возникло и столярное дело – с облагораживания обыкновенного бревна перед горящим на полянке костерком. Мы до сих пор, сами того не подозревая, тем же самым занимаемся на пикниках и на загородных прогулках, чтобы всласть и с комфортом посидеть и шашлычков покушать.

Со временем, видимо, и общую обстановку в жилище начали обустраивать. Стильные дубинки, столики там всяческие по древне временной моде, некое подобие шкафчиков и прочее.

Хотя, в наши дни некоторые археологи полагают, что истинно конструктивным произведением столярного мастерства наших далеких предков из тех, незапамятных времен стали по какой-то причине лестницы. Вероятнее всего, сам по себе предмет этот имел некое весьма символическое значение. Лестница использовалась не банально – для перемещения из одного помещения в другое, для перехода с уровня на уровень. Это был уникальный и божественный (не даром лестницы так любят использовать в храмовых композициях) путь наверх, в небо, к богам! И чем больше ступеней, тем ближе, стало быть, располагался владелец помещения к трону Творца.
Впрочем, существует другой, упрощенный вариант объяснения особенной любви древних к ступенькам. Вероятно, вслед за появлением скамеек людям понадобилось на них взбираться ввысь – может, древние мастера не всегда правильно рассчитывали высоту сидячего человеческого тела или там гигантские снежные человеки – ети в гости к ним захаживали. Однако факт остается фактом – в древних раскопках частенько встречаются, наряду с элементарными предметами обстановки, именно эти первые произведения столярного искусства.

Это уже потом, видимо, скамьи стали превращаться в столы, от которых, естественно, и произошло в русском языке само название профессии – столяр.

Затем-то, конечно, появились табуреты, рассчитанные на одного сидящего вместо многоместных лавок, полновесные ложа с резными ножками и изголовьем, сундуки для хранения нажито непосильным трудом, где купцы могли и восседать и  возлежать в процессе приема пищи, одновременно охраняя свои сокровища. И лишь избранные граждане, так сказать, отмеченные Божьим перстом, пользовались благами индивидуализма, сидя на стуле-троне.

Кстати сказать, древние римляне родом повыше пользовались привилегией стулосидения – специальный раб носил за ними особенную  удобную скамеечку, на которой гражданин усаживался, как только чувствовал малейшую усталость. Подобные льготы полагались особам королевско-царских кровей. Так, за русским царем дворовый человек носил красный стул, использовавшийся в качестве походного трона: не имеет морального права сановная особа ничем не выделяться из толпы!

Географическое расположение Руси предопределило любовь народа к дереву. Русичи изначально строили поселения в лесистых местностях, и даже в низинах рек непременно присутствовала лесная растительность. Наверное, потому и  повелось, что практически вся домашняя утварь у поселян изготавливалась из дерева: мебель, миски, ложки, туеса, короба и даже обувь – лапти – из липового лыка плели. Материала вокруг было предостаточно, и мастерили из него охотно и с любовью.

В стародревние времена стыдились мужики не уметь мастерить деревянные поделки для бытового использования. Это и материально выгодно, и быстрее происходило, чем идти покупать необходимую вещицу в соседнем поседении. Потому практически все взрослое мужское (и подрастающее, в облике мальчишек, тоже) население русичей стремилось как можно лучше овладеть столярными навыками. Ибо искусство деревообработки считалось почетным.

И получалось, таким образом, что в целом, даже не важно, насколько человек владел профессией: очень плохо, средненько или же виртуозно хорошо, что удавалось далеко не многим. Главное – участие. И вот тогда, каждый, кто начинал работать по дереву, стремился сделать задуманное наилучшим образом, дабы выглядеть в глазах соседей и приятелей наиболее выгодно, чтобы сказали про него: умелец! И, чем больше человеку приходилось создавать деревянных изделий, тем изящнее, раз от раза они становились.

Мы постараемся на страницах нашего сайта помочь вам овладеть столярным мастерством за наименьший промежуток времени. Вы сможете с легкостью реставрировать и даже создавать мебель собственными руками, вооружившись теми инструментами и материалами, которые необходимы в работе настоящему столяру. Однако, категорически предупреждаем: чтобы начать какое-либо дело, необходимо иметь решимость и желание. И тогда положительный результат гарантирован!

Разумеется, достичь профессионализма экстракласса за короткое время довольно затруднительно. К примеру, проштудировав наш сайт вам вряд ли удастся с первого раза изящно вырезать из дерева портрет любимого человека в натуральную величину, как это умеют делать некоторые особенно искусные столяры. (Они еще и не то могут смастерить! Одаренный столяр с легкостью вырежет не только предметы обихода, но даже галстук или некоторые детали нижнего женского белья: сами видели деревянные женские трусики, аккуратно вывешенные на деревянный же гвоздик. Очаровательно! Жаль, ни у одной дамы не получилось надеть).

Тем не менее, регулярные занятия в столярной мастерской позволят вам приобрести необходимый навык, с которым придет и опыт. И тогда, мы уверены, вы сможете поражать воображение друзей и близких произведениями столярного искусства, созданными своими собственными руками!

Удачи вам в овладении столярным мастерством!